IB или A-Level – что выбрать?

Перед родителями старшеклассников, желающих, чтобы их ребенок получил высшее образование в Великобритании или другой англоязычной стране, зачастую стоит задача, какую образовательную систему выбрать – Международный бакалавриат (International Baccalaureate - IB) или традиционную британскую (A-Level).

За последние годы Международный бакалавриат превратился из рассматриваемой в качестве нишевой квалификации, подходящей для небольшой группы школьников, в хорошо понимаемую и хорошо воспринимаемую систему знаний, обеспечивающую прямое поступление в большинство университетов мира.

Сами университеты стали лучше информированы об особенностях IB и качестве подготовки его выпускников.

Одна из основных причин изменяющейся точки зрения на IB заключается в том, что он все чаще рассматривается как слаженная конструкция, развивающая навыки, необходимые для успешного обучения в университете, и обеспечивающая хорошую подготовку для получения высшего образования.

Чтобы обрести заветный диплом об окончании IB, все учащиеся старших классов должны написать расширенное эссе объемом 4000 слов по выбранной теме. Это своего рода независимое исследование, которое демонстрирует способность учащегося свободно мыслить по заданной проблематике.

К эссе сформировано отношение как к исследовательскому проекту, которое следует написать в том же стиле, что и студенты, обучающиеся на университетских бакалаврских программах. Ученики имеют направляющих их руководителей, но в значительной степени это самостоятельное независимое исследование и хорошая подготовка для научной работы, которой в той или иной степени занимаются все вузовские студенты.

Даже тем, кто собирается изучать в университете естественные науки или математику, все равно придется писать эссе, поэтому, обучаясь в школе, важно развивать дискурсивные аргументы.

Выпускники программы A-Level тоже имеют возможность написания творческого сочинения как часть «Расширенного квалификационного проекта» (Extended Project Qualification - EPQ). Однако EPQ является свободным выбором учащегося, а в системе IB это является обязательным, что с университетской точки зрения является большим преимуществом.

Учащиеся IB также обязаны брать курс по критическому мышлению, который называется «Теория познания» (Theory of Knowledge). Он позволяет выработать умственные навыки, которые необходимы при учебе в университете.

Учебный план IB построен таким образом, что ученики не сужают значительно свои возможности для обучения в вузах, когда они делают свой выбор предметов в 16 лет.

Дипломная программа старших классов IB предлагает не только глубокие, на также широкие знания, и тот факт, что учащиеся должны брать набор предметов, включающий естественные и гуманитарные науки, математику, иностранный и английский языки, означает, что существует большое количество комбинаций специальностей, по которым они могут обучаться в университете.

Каждый из шести предметов IB, по которым сдаются выпускные экзамены, оцениваются семью баллами. Еще три присуждаются за расширенное эссе, теорию познания и творчества, и программу служения обществу, что дает в общей сложности максимальные 45 баллов.

Признав ценность IB образования многие ведущие британские университеты (кроме Оксбриджа) снизили требования по количеству баллов, которые необходимы набрать выпускникам IB Diploma. Например, Королевский колледж Лондона (King's College London) снизил количество требуемых баллов с 39 до 35, а Бирмингемский университет – с 35-36 до 32.

Объясняется это тем, что метод оценки на выпускных экзаменах за курс A-Level недавно подвергся ревизии с добавлением высшей отметки A*, а в IB все остается неизменным.

King's College London является далеко не единственным университетом, имеющим положительное отношение к IB. Опрос приемных комиссий, обнаружил, что 18% их членов считает, что выпускники IB программ подготовлены для университета лучше, по сравнению с 8%, которые выше оценивают A-Level. Чуть более половины – 51% - сравнивают их одинаково.

Если перевести баллы IBна оценки системы A-Level по шкале Единой службы зачисления в университеты и колледжи (UCAS), то 35 очков IB равно трем AAA, а 40 - A*A*A*. Оксфорд и Кембридж требуют 38-42 балла по IB.

При сравнении IB и A-Levels по нескольким категориям IB был выделен лучшим образом. Были отмечены поощрение независимого обучения, развитие образовательных навыков, воспитание пытливого мышления и самоанализ. A-level оценен выше лишь по параметру углубленного изучения предметов.

К IB хорошо относятся не только университеты Великобритании. Сочетание навыков, которые требует дипломная программа, делает ее популярной среди приемных комиссий в университетах всего мира. Прежде всего это относится к США, где первокурсники до выбора специальности обычно изучают целый ряд предметов.

Популярность IB в Великобритании увеличивается по мере движения университетов в направлении предложения бакалаврских курсов на более широкой основе в духе американской модели высшего образования. Ряд британских университетов, включая Королевский колледж Лондона, Эксетерский, Бристольский и Уорикский университеты начали предлагать степени бакалавров в области либеральных искусств (liberal arts).  Некоторые вузы, среди которых Бирмингемский университет, Университет Суррея и Университетский колледж Лондона ввели бакалаврские программы, комбинирующие изучение свободных искусств (гуманитарных наук) и естественных наук.

Отмечается также хорошая подготовка выпускников IB программ. Исследования, проведенные в Университете Лидса, показывают, что студенты с предыдущим опытом IB, чаще всего выпускаются из вуза со степенями первого и второго классов, чем студенты, которые прошли через другие системы среднего образования, включая A-level. Кроме этого они имеют меньшую вероятность отсеяться, не доучившись до конца.

Суммируя, можно сказать, что IB обеспечивает более разностороннее образование и не требует дополнительной общественной работы от своих учащихся, потому что она входит в учебный план. A-level дает более узконаправленное образование, и ученикам необходимо приносить пользу обществу (а это непременное условие для поступления в топовые университеты) вне компетенции учебной программы.

В любом случае, чтобы стать студентом лучших вузов мира, необходимо стремиться отлично учиться и вести активный образ жизни, потому что одни оценки не определяют решения вступительной комиссии.

Читайте также:

Международный бакалавриат (IB) или Advanced Placement (AP) – что выбрать?

Дополнительная информация: оставить заявку на нашем сайте 



Закажи обратный звонок

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика Бюро «Прямой разговор» в отношении обработки персональных данных по ссылке