Результаты исследований Германской службы академических обменов (DAAD): «Экономические и социально-политические последствия обучения международных студентов за рубежом»

Германская служба академических обменов (DAAD) провела исследование с амбициозной целью установить размер экономического вклада и социально-политического влияния, как следствие обучения международных студентов за границей. Главное заключение – это то, что затраченные расходы на обучение иностранных студентов окупаются на протяжении лет и поэтому постараться удержать иностранных студентов в стране было бы более выгодно принимающей стране, нежели стремление ограничить их пребывание после окончания учёбы. С другой стороны, обучение за рубежом ведёт и к международному сотрудничеству на социально-политическом и экономическом уровнях.

Исследование было проведено в Германии, Австрии, Польше, Швейцарии и Испании. Методология включила изучение таких аспектов как:

  • Непосредственная краткосрочная экономическая выгода (деньги, потраченные студентами за время их пребывания на обучение, транспорт, путешествия и прочее, создание рабочих мест, доход от налогообложения);
  • Непосредственная и опосредованная долгосрочная экономическая выгода, если студент остаётся в стране после окончания учёбы;
  • Сколько времени потребуется принимающей стране для того, чтобы возместить расходы и издержки по пребыванию международных студентов за счёт их краткосрочного и долгосрочного вклада в экономику и развитие данной страны.


Таблица 1: «Экономические и неэкономические последствия пребывания международных студентов». Источник: Prognos AG 2013

Как видно из Таблицы 1, помимо взвешиваемого и исчисляемого экономического вклада в экономику принимающих стран, обучение международных студентов за границей также имеет ряд неэкономических последствий, в том числе: обмен знаниями и информациями на международном уровне с пользой для всех затрагиваемых стран; развитие мульти-культурных знаний и навыков необходимых как для личностного роста, так и для дальнейшего трудоустройства, так и для развития большего взаимопонимания между людьми на социальном уровне и преодоления стереотипов и вызванной ими агрессии; установление прочных связей с людьми из разных стран и разных профессий, что в дальнейшем ведёт к сотрудничеству на разных уровнях, экономическом, политическом и социальном.

Расходы на проживание и питание

Макроэкономические последствия обучения иностранных студентов в исследуемых странах стран (Германия, Австрия, Польше, Швейцария и Испания) можно взвесить по затратам на проживание и питание. Результаты исследования показали, что расходы на студентов в Швейцарии самые высокие из изученных стран (€19,500 в год), в то время как в Польше самые низкие (€4,800 в год). Для сравнения в Испании - €9,000 в год и в Нидерландах €11,400 в год.

Налогообложение

Выпускники зарубежных вузов при трудоустройстве выплачивают налоги, которыми облагается их трудовая деятельность, что также является источником экономического дохода для принимающей страны. Однако, как и с расходами на проживание и питание, здесь наблюдаются различия по странам. В странах таких как Германия и Австрия налоги выше (€22,700 и €25,000 на душу), чем в той же Польше (€3,800 на душу), например.

Плата за обучение

В ряде случаев правительство принимающей страны берёт на себя определённые расходы на обучение иностранных студентов (проживание, страховка, стипендии, скидки, гранты и т.д.). В Испании такие затраты могут составить €8,000 на студента, в Польше €2,900, в Швейцарии €22,500, в Германии €11,900, в Австрии €11,200 и Нидерландах €10,500      

В таких странах как США, Канада, Великобритания и Австралия, расходы из государственного бюджета значительно ниже в силу того, что вузы этих стран устанавливают более высокую плату за обучение, проживание и питание для иностранных студентов. И хотя эти страны не вошли в исследование, проведённое (DAAD), можно предположить, что принимать международных студентов на обучение ещё более выгодно этим странам.

Преимуществ в том, чтобы удерживать международных студентов после окончания обучения много 

Вклад, который международные студенты вносят в экономику страны оплачивая обучение, проживание, питание и выплачивая налоги лишь пример краткосрочной выгоды на время их обучения. Удержание их в стране после окончания обучения также имеет свои более долгоиграющие преимущества. Трудоустроившись эти студенты внесут ещё больший вклад в экономику и развитие страны.   

20-30% выпускников остаются в стране, где они получили зарубежное образование. Внизу приведена таблица расходов государства на международных студентов на время их обучения, также расходы студентов за время их обучения и их вклад в экономику страны после окончания обучения и трудоустройства.


Таблица 2: «Расходы на содержание международных студентов, расходы международных студентов и доход о тех студентов, кто остался после окончания обучения (20-30%)». Источник: Prognos AG 2013

Итог исследования показал, что увеличивать процент студентов, остающихся в стране после завершения обучения положительно скажется на экономическом росте принимающих стран. Этой логике последовали Нидерланды и увеличили число студентов, обучающихся в стране с 35,092 в 2006 до более, чем 58,000 в 2012. Из этих студентов 20% остались в стране и трудоустроились и внесли вклад в экономику Нидерландов €740 миллионов.     

Конечно, возникает вопрос и о том сколько времени после окончания учёбы потребуется для того, чтобы пребывание международных студентов дало отдачу и покрыло затраты принимающей стороны. Результаты исследования показали, что при условии. Что 30% выпускников останутся, то в Германии, например, уйдёт 5 лет; в Швейцарии 17 лет, в вязи с высокой стоимостью обучения, но низкими налогами.

Заинтересованные в обучении ща рубежом, могут принять участие в информационном семинаре «Поступление в университеты США и Канады и возможность получения стипендии до $18000», который пройдёт в городе Москве 23 июня с 18:00 до 20:00 в библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова по адресу Сущевская улица, д. 14 (карта).

В программе семинара:

Презентация вузов Канады и США
Встреча с представителем приёмной комиссии вузов
Получение стипендии
Бесплатное вступительное тестирование по английскому языку – Password
Викторина «Что я знаю о Северной Америке?»


Закажи обратный звонок

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика Бюро «Прямой разговор» в отношении обработки персональных данных по ссылке