Как подготовить рекомендательное письмо в зарубежный вуз [Часть первая, организационная]

Рекомендательное письмо – это эссе вашего преподавателя или работодателя на тему того, что он думает о вас как о студенте или работнике. При прочих равных оно может сыграть решающую роль в решении приемной комиссии о том, станете ли вы студентом выбранной вами учебной программы в зарубежном вузе или нет. Поэтому мы советуем отнестись серьезно к подготовке этого документа.

Для российского студента подготовка рекомендательного письма обычно осложняется тем, что преподаватели российской высшей школы мало знакомы с этим форматом, в отличии от своих западных коллег. И тем не менее вам придется взаимодействовать с преподавателями (и/или работодателем) при составлении этой части заявки.

Как правильно организовать процесс подготовки рекомендательного письма? Рассказываем.

Выясните, как письмо должно быть отправлено в приемную комиссию вуза

Первый шаг на пути подготовки рекомендательного письма – это понять, как отправить документ в приемную комиссию. Вариантов здесь может быть несколько. Вас могут попросить:

  • приложить текст или скан рекомендательного письма к онлайн-заявке
  • отправить оригинал рекомендательного письма по почте на адрес приемной комиссии вуза
  • отправить документ по электронной почте
  • использовать специальный онлайн-сервис для отправки рекомендательных писем.

Чтобы понять, как именно действовать в вашем случае, почитайте правила отправки рекомендательных писем на сайте вуза или вашего факультета, а также задайте уточняющие вопросы представителю приемной комиссии.

У каждого варианта отправки есть свои нюансы. Например, чтобы отправить письмо по почте, его нужно предварительно скрепить печатью вуза, так, чтобы было очевидно, что письмо не вскрывалось после запечатывания. Если вы отправляете письмо по e-mail, то обязательно проследите, с какого адреса оно уходит: это должен быть рабочий адрес преподавателя. Если же для отправки нужно использовать онлайн-сервис, то предварительно разберитесь в том, как он работает.

Выясните, сколько рекомендательных писем требуется и от кого

Как правило, зарубежные вузы требуют от одного до трех рекомендательных писем, чаще всего два. Необходимое количество писем следует уточнить на сайте вуза или факультета, также как и то, кем они должны быть написаны. Некоторые программы принимают только академические письма, то есть письма от ваших преподавателей, даже если у вас есть значительный опыт работы, тогда как другие принимают и профессиональные рекомендации, то есть письмо от работодателя.

Выясните формат письма

Чаще всего зарубежные вузы требуют рекомендательные письма в форме эссе на 1-1,5 страницы А4. Но некоторые университеты предлагают заполнить опросник, в котором рекомендатель оценивает различные качества абитуриента и отвечает на открытые вопросы. Такой опросник может либо полностью заменить эссе, либо идти в дополнение к нему. Определите формат письма и при необходимости скачайте с сайта вуза формы для заполнения.

Выберите преподавателей

Здесь важно учитывать два фактора: статус преподавателя и степень его знакомства с вами. Идеальная ситуация – это когда рекомендации вам дают именитый профессор и декан факультета, которые вели у вас несколько предметов, при этом один из них еще и руководил вашими курсовыми работами. Но это не всегда возможно. При выборе преподавателя приоритетом  для вас должна быть степень знакомства – ведь нужно, чтобы ему было что о вас рассказать.

То же касается и рекомендаций с места работы: хорошая рекомендация генерального директора компании – это очень эффектно, но если вы никогда не взаимодействовали с ним напрямую, то лучше попросите написать рекомендательное письмо вашего непосредственного начальника, который знает вас в действии.

Помогите рекомендателю

Преподавателям и тем более работодателям в России редко приходится писать рекомендательные письма. Поэтому чтобы избежать шаблонных фраз, переписанных из примеров в Интернете, обговорите с рекомендателем содержание. Подробно опишите, куда вы собираетесь поступать, что изучать, обсудите, какие ваши профессиональные качества следует подчеркнуть и какие рабочие ситуации можно привести в качестве примера.

Также важно, что ваши рекомендатели могут не говорить по-английски. В этом случае вам придется помочь им с переводом вопросов в опроснике, если таковой предлагается вузом, и приложить к рекомендательному письму заверенный перевод на английский язык, подготовка которого ляжет на вас.

Установите крайний срок

Правильное распределение времени – залог того, что вы успеете подготовить качественные рекомендательные письма. Отталкивайтесь от крайнего срока подачи заявки на поступление, установленного вузом. Лучше спланировать все так, чтобы подать документы хотя бы на месяц раньше этого срока. Выделите время на каждый из вышеописанных этапов и прибавьте к этому месяц, который может понадобиться рекомендателю на написание письма, и еще месяц на улаживание бюрократических нюансов (сбор печатей, подписей, перевод).

Российским абитуриентам зарубежных вузов часто приходится самостоятельно готовить текст рекомендательных писем. Если преподаватель попросил вас это сделать, то воспользуйтесь нашими советами по содержанию рекомендательного письма во второй части руководства.

Как подготовить рекомендательное письмо [Часть вторая, о содержании]

Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор» специализируется на помощи в поступлении в зарубежные вузы. Мы знакомы мо всеми нюансами подготовки пакета документов и готовы делиться этой информацией с вами.

Получить консультацию

Читайте также:

Как составить сильное резюме для магистерской программы за рубежом 

Что такое IELTS и зачем его сдавать 

5 лучших курсов подготовки к TOEFL в США и Канаде 

Как получить студенческую визу в Канаду: руководство 


Теги по теме: | документы в вуз |


Закажи обратный звонок

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика Бюро «Прямой разговор» в отношении обработки персональных данных по ссылке